Гипертоническая болезнь: лечение, профилактика

Несмотря на усилия ученых, врачей и органов управления здравоохранением артериальная гипертензия (АГ) в Российской Федерации (РФ) остается одной из наиболее значимых медико-социальных проблем.

По материалам обследования, проведенного в рамках целевой Федеральной программы ≪Профилактика и лечение АГ в Российской Федерации≫ принимают антигипертензивные препараты (АГП) 59,4% больных АГ, из них эффективно лечится 21,5% пациентов.

Остается проблемой приверженность больных к снижению нормального высокого давления (АД 130-139/85-89) при высоком риске развития сердечно-сосудистых осложнений (наличие факторов риска — курение, сахарный диабет, высокий общий холестерин, атеросклероз сосудов, хронические болезни почек). Последние крупномасштабные исследования показали улучшение прогноза при снижении АД у этой категории больных.

Таким образом, потребность в назначении эффективной антигипертензивной терапии различным категориям больных с гипертонической болезнью и больным с нормальным высоким давлением имеющим высокий риск сердечно сосудистых осложнений очень высока.

Для оценки функционального состояния органов и систем, оценки эффективности лечения необходима доступность для пациента лабораторных, инструментальных методов исследований, наличие врачей специалистов: кардиологов, офтальмологов, неврологов, терапевтов. Необходимая доступность для пациентов с гипертонической болезнью в ООО «Поликлиника «Лекон» имеется.

Поликлиника Лекон при оказании медицинской помощи больным с гипертонической болезнью обеспечивает индивидуального подхода, возможность проводить прием в удобное для пациента время, без очередей; обеспечена доступность в консультации специалистов: невролога, офтальмолога, кардиолога (если больного ведет терапевт), терапевта (если больного ведет кардиолог), при обострении заболевания больному возможно оказать помощь на дому.

Одна из основных проблем гипертонической болезни — отсутствие выраженных симптомов заболевания в начальный период. Симптомы болезни проявляются когда уже поражены «органы мишени»: сердце, почки, периферические сосуды. За частую пациент узнает об артериальной гипертензии когда перенесет острый инфаркт миокарда или мозговой инсульт.

«Молчаливость» артериальной гипертензии приводить к тому, что больные не привержены к постоянному приему гипотензивных препаратов когда это необходимо.

Врачи поликлиники, в обязательном порядке «мотивируют» больных гипертонической болезнью к приему гипотензивных препаратов. Объясняют правила контроля артериального давления в домашних условиях.

Для больных с гипертонической болезнью в поликлинике разработана Программа рассчитанная на год диспансерного наблюдения и лечения.

При необходимости врачи поликлиники направляют больных на госпитализацию.

Показаниями к плановой госпитализации больных АГ служат:

• неясность диагноза и необходимость в специальных, чаще инвазивных, методах исследований для уточнения формы АГ;

• трудности в подборе медикаментозной терапии – частые гипертонические кризы, рефрактерная(устойчивая к лекарственным препаратам) артериальная гипертензия.

Показания к экстренной госпитализации:

• Гипертонический криз, не купирующийся на догоспитальном этапе;

• Гипертонический криз с выраженными проявлениями гипертонической энцефалопатии;

• осложнения гипертонической болезни, требующие интенсивной терапии и постоянного врачебного наблюдения: мозговой инсульт, субарахноидальное кровоизлияние, остро возникшие нарушения зрения, отек легких, инфаркт миокарда и др.;

• «злокачественная» артериальная гипертензия.

Только партнерские отношения пациента и врача залог успеха в лечении артериальной гипертензии.