Острый гайморит

3имой, как правило, повышается заболеваемость ОРВИ. Острый гайморит развивается как осложнение острого ринита после перенесенных вирусных (грипп, корь) и других инфекционных болезней, а также вследствие воспалительных заболеваний зубов. Провоцирующим фактором может служить переохлаждение на фоне снижения реактивности организма, гиповитаминоза.

Острый гайморит - воспаление слизистой оболочки и подслизистого слоя верхнечелюстной (гайморовой) пазухи. Гайморовы пазухи, как и все пазухи носа, открываются в носовую полость крошечными (1-3 мм) выводными отверстиями. При отеке слизистой оболочки эти отверстия закрываются, а в скапливающейся слизи начинают активно развиваться бактерии, что приводит к воспалению.

Этиологические (причинные) факторы могут быть различными: бактерии, вирусы, микробные ассоциации и др.

Острый гайморит:

• Каmаральный( серозный);

Катаральная форма характеризуется выраженным отеком, что приводит к утолщению слизистой оболочки, значительному экссудату и уменьшению воздушного пространства в пазухе.

• Гнойный.

При гнойных формах острого гайморита явления отека меньше, а серозный экссудат переходит сначала в слизистый, затем в гнойный.

Указанные формы представляют две стадии одного и того же процесса.

симптомы

• Нарушение носового дыхания;

• Потеря обоняния;

• Насморк слизистого или гнойного характера;

• Боли в лобной части головы и скуловых костей, усиливающиеся при наклоне;

• Повышенная температура тела (субфебрильная).

Если насморк не проходит в течение 7-10 дней, следует подумать о наличии острого гайморита.

Иметь очаг инфекции в голове, в непосредственной близости от головного мозга, предельно опасно! Несвоевременное обращение к врачу может привести к появлению осложнений. Самое опасное осложнение, которое может вызвать хронический гнойный гайморит, - менингит, воспаление мозговой оболочки. Также существует опасность развития миокардита (заболевание сердца), поражения почек, гипертонии, нервных расстройств и других тяжелых заболеваний.

ЛЕЧЕНИЕ ОСТРОГО ГАЙМОРИТА

Лечение острого гайморита, как правило, проводят консервативно - медикаментозными и физиотерапевтическими средствами. Основными принципами являются:

• Восстановление дренажной и вентиляционной функций естественного отверстия верхнечелюстной пазухи.

• Применение способов удаления из пазухи патологического содержимого.

• Применение общих антибактериальных, антигистаминных и симптоматических

средств.

• Применение физиотерапевтических методов.

• Применение средств, повышающих иммунитет.

• Санация очагов инфекции (полости рта, лечение хронического тонзиллита и др.).

ПРОФИЛАКТИКА ГАЙМОРИТА

Чаще всего острый гайморит возникает вследствие обычного насморка, который не был вылечен до конца. Слизистая оболочка носа воспаляется, а потому ослабляется защитный барьер, бактерии и вирусы легко проникают в околоносовые пазухи, продолжая свое разрушительное действие. Воспаление верхнечелюстных пазух - это уже гайморит. Поэтому профилактика гайморита заключается в грамотном и своевременном лечении насморка. Нельзя игнорировать это «легкое недомогание».

Большое значение в профилактике острого гайморита должно быть направлено на повышение устойчивости к простудным заболеваниям. Закаливание организма, занятия физкультурой, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональный режим труда, правильное питание, здоровый сон - все это помогает если не предупредить развитие острых заболеваний верхних дыхательных путей, то уж точно добиться более легкого их течения. Больному острым ринитом или с обострением хронического ринита, при лечении которого не удается добиться улучшения в течение 5-7 дней, следует проконсультироваться у оториноларинголога для исключения заболеваний придаточных пазух носа и в случае их выявления - для своевременного начала рационального лечения.

По материалам газеты «На здоровье»