Вирус папилломы человека (ВПЧ) и рак шейки матки

Каждый день в России рак шейки матки (PLUM) уносит 17 жизней. Среди женщин в возрасте 30 - 40 лет PlllM стоит на первом месте по смертности от всех зло­качественных новообразований. Среди умерших женщин в возрасте 40-54 лет доля больных PLUM вдвое меньше, и занимает, таким образом, по смертности 4-ое место после рака молочной железы, рака желудка и колоректального рака. За последние годы у молодых женщин до 29 лет количество запущенных случаев PLM увеличилось на 35-40 %. Ежегодный прирост заболевания составляет 2-3 %.

Эта болезнь вызывается особыми типами вируса папилломы человека (ВПЧ). 8 из 10 женщин инфицируются этим вирусом в течение жизни, и чаще - в молодом возрасте. Максимальная распространенность ВПЧ-инфекции у женщин отмечается в возрасте 15-30 лет.

Папилломовирус человека легко передается при половых контактах, поскольку требует только тесного контакта кожи в области гениталий. Кро­ме того, в отличие от заболеваний, вызванных бактериями (инфекции передаваемые половым путем), презерватив не обеспечивает надежную защиту против ВПЧ-инфекции и ее последствий, хотя и уменьшает риск передачи ВПЧ.

Кроме ВПЧ-инфекции важную роль в возникновении рака шейки матки играют другие факторы риска: раннее начало половой жизни, наличие большого числа и частая смена половых партнеров, наличие других инфекций передаваемых половым путем, активное и пассивное курение, иммунодефицитные состояния. Курение повышает риск развития PLM в 2 раза!

До настоящего времени профилактикой PLUM является скрининг - осмотр гинеколога и цервикальный мазок на наличие атипических клеток. Повышает диагностическую эффективность одновременное использование и мазков и ВПЧ - тестов (на наличие вируса). Скрининг позволяет выявить предра­ковые состояния и не допустить развитие рака. Но, к сожалению, эффективность скрининговых программ недостаточно высока, к тому же такие программы позволяют выявить уже имеющееся заболевание, а не предохранить от него.

Вирус папилломы человека (ВПЧ) -вакциноуправляемая инфекция, что ста­вит ее в ряд заболеваний, потенциально предотвратимых с помощью вакцины.

Признание инфекционной природы PLUM открыло возможности его первичной профилактики путем создания вакцин, предупреждающих заражение папилломавирусом. В настоящее время уже существуют такие вакцины, эф­фективность которых достигает 99-100 %.

Так как большинство заражений происходит в молодом возрасте, нередко - при первом сексуальном контакте, вакцинироваться желательно девушкам до начала половой жизни, а так же молодым женщинам в начале их активной сексуальной жизни. Поэтому вакцинация проводится девочкам и девушкам в возрасте 10 - 25 лет. В настоящее время возраст продлевается до 35 лет.

Курс прививок состоит из 3-х внутримышечных инъекций, которые пациентка должна сделать в течение 6 месяцев. Переносится вакцинация хорошо, но как и при любой другой вакцинации, пациентка не должна иметь серьезных соматических заболеваний, т.е противопоказания для проведения вакцинации имеются.

Но, следует знать, что профилак­тическая вакцинация может не повлиять на заболеваемость PLM в поколении женщин, уже инфицированных ВПЧ и имеющих цитологические изменения, для которых единственным профилак­тическим мероприятием остается скрининг.

Вакцинацию против PLM можно провести в поликлинике «Лекон» после предварительной беседы с врачом гинекологом.

Методы диагностики рака шейки матки:

-  Цитологическое исследование,

-  ВПЧ - тестирование,

-  Кольпоскопическое исследование,

-  Биопсия.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:

Широкое распространение рака шейки матки. Неуклонный рост показателей заболеваемости и смертности от рака шейки матки. Страдают женщины ре­продуктивного возраста.

К 2020 году уровень заболеваемости раком шейки матки может повыситься на 50 %, т.е. на 15 млн. случаев в год (по данным ВОЗ).

Материалы подготовила Людмила Захарова